Долгое время считалось, что чувство такта и ритма — исключительно человеческая способность. Новое исследование вслед за этим утверждает, что крысы тоже способны на синхронизацию с музыкальным ритмом. Открытие даёт более глубокое представление о животных умах и возможных истоках музыки и танца.
Грызуны‑меломаны: крысам действительно нравится Моцарт
Исследователи из Университета Токио (Япония) обнаружили, что крысам нравится Моцарт и они, подобно людям, не устоят перед ритмическими акцентами музыки — животные показывают врождённое ощущение такта и ритма. «Крысы демонстрировали врождённую — то есть без какой‑либо подготовки или предварительного воздействия музыки — синхронизацию ударов», — отмечает доктор Хирокадзу Такахаши.
«Музыка существенно влияет на мозг, оказывая сильное воздействие на эмоции и когнитивные процессы», — добавляет Такахаши. Хотя в интернете можно увидеть немало роликов с животными, которые, кажется, «танцуют» под музыку, данное исследование — одна из первых систематических научных работ, посвящённых этому феномену.
В публикации в журнале Science Advances описан эксперимент, в котором десятку крыс оснастили беспроводными миниатюрными акселерометрами, фиксировавшими самые малые движения головы. Животным проигрывали одноминутные фрагменты Сонаты Моцарта для двух фортепиано в ре мажоре, изменённые в четырёх темпах: 75%, 100%, 200% и 400% от оригинальной скорости. В исследовании также участвовали двадцать добровольцев‑людей.
Учёные исходно предполагали, что крысы предпочтут более быстрый темп, ведь их физиология — включая сердечный ритм — функционирует в более высоком темповом диапазоне, чем у человека.
**Забавные животные**
Тем не менее результаты показали: и у крыс, и у людей оптимальная синхронность движений достигалась при темпе примерно 120–140 ударов в минуту (120–140 bpm) — близко к исходным 132 ударам в минуту у Моцарта. Команда зафиксировала, что крысы и люди качали головой в одном и том же ритме, причём амплитуда движений головы уменьшалась по мере увеличения скорости воспроизведения. «Мы предполагали, что кратковременная адаптация мозга связана с подстройкой биений в слуховой коре. Нам удалось объяснить наблюдаемые данные о нейронной активности, подогнав их под математическую модель адаптации», — пишут авторы исследования.
«Более того, наша модель показала, что при случайных последовательностях щелчков наивысшая точность предсказания движений у крыс наблюдалась при среднем межстимульном интервале около 200 миллисекунд, — приводят исследователи, — что соответствует статистике межнотных интервалов в классической музыке».
Далее команда намерена изучать, как другие музыкальные характеристики — мелодия и гармония — соотносятся с динамикой мозга. «Как инженер, я также интересуюсь возможностями применения музыки для повышения качества жизни», — подытожил Такахаши.
Оставить комментарий