Ранее H5N1 редко доходил до млекопитающих, в том числе до людей.
Птичий грипп, поразивший миллионы птиц по всему миру, добрался до более крупных животных и впервые стал причиной гибели белого медведя на севере Аляски. Ученые полагают, что этот вирус может осложнить выживание вида, а теперь и представляет серьёзную угрозу для человека. Случай с медведем вызвал повышенную бдительность в научном сообществе.
На сегодняшний день птичий грипп остаётся особенно смертельным для птиц и для некоторых млекопитающих, тогда как люди чаще переносят инфекцию легко или бессимптомно. Вместе с тем доцент кафедры биоразнообразия и управления экосистемами Университета Лидса Аластер Уорд напомнил о высокой приспособляемости вирусов гриппа. Их относительно простой генетический материал изменяется не только за счёт мутаций, но и в результате реассортации — обмена генетическими фрагментами, что даёт начало новым сочетаниям.
Когда близкородственные вирусы заражают одну и ту же клетку, они могут обмениваться генетикой и формировать новые геномы, что в свою очередь иногда приводит к повышенной устойчивости, лучшему выживанию и активной репликации (так называют процесс образования двух дочерних молекул ДНК на основе родительской — Прим. авт.). Всё это происходит внутри организма хозяина. Именно поэтому, по мнению учёного, нынешний штамм H5N1 поразил столь большое количество видов птиц.
В то же время для того, чтобы штамм птичьего гриппа полноценно адаптировался к млекопитающим, требуются весьма специфические генетические изменения. Пока в текущем варианте H5N1 таких изменений не зафиксировано, но учёные отмечают: поскольку некоторые млекопитающие уже заражаются, нельзя полностью исключать вертикальную передачу вируса от человека к человеку — через потребление.
Если взглянуть на список инфицированных нынешним штаммом млекопитающих, в нём заметны хищники и падальщики, питающиеся отбросами. Более того, если тюлень или белый медведь найдёт и съест хотя бы одну тушу заражённой птицы, распространение H5N1 среди сородичей станет почти неизбежным. Такие цепочки передачи повышают риск закрепления вируса в новых популяциях.
Учёные пока не установили точный путь, по которому заразился погибший медведь — это покажут последующие тесты. Трудно сейчас прогнозировать последствия для популяции и для вида в целом, а также для других крупных животных. Тем не менее, по словам Аластера Уорда, список поражённых зверей и география распространения H5N1, вероятно, будут, пусть и медленно, расширяться.
Остаётся лишь внимательно наблюдать, чтобы встретить во всеоружии возможный штамм, адаптированный к человеку, если он появится. Уже сейчас учёных тревожит то, что организмы млекопитающих демонстрируют ограниченные возможности по противостоянию этому вирусу.
Оставить комментарий